MENU
Главная » Статьи » Мото » Устройство и эксплуатация

Снегоходы



В отличие от многоклассовости автомобилей, снегоходов существует всего пять разновидностей: спортивные, горные, туристические, утилитарные и детские. Первый тип для наших сказочных персонажей совсем не подходит. Ведь в спортивных моделях главное – скорость и динамика, а такие важные показатели, как проходимость, грузоподъемность, – даже не на втором, а на третьем плане. Горные снегоходы обладают наибольшей проходимостью, но они тоже непрактичны. У «спортсменов» и «горняков» отсутствуют багажник и зачастую передача заднего хода, а также второе сиденье. Туристические – намного функциональней, так как имеют два посадочных места, хорошую проходимость, некоторые – небольшой багажник и даже могут двигаться задним ходом. Самые большие – утилитарные снегоходы. Эти «рабочие лошадки» обладают отличной проходимостью и наибольшей грузоподъемностью. Кроме того, некоторые модели могут буксировать прицеп массой до 1 тонны. Последний вид снегоходов предназначен для детей. Они отличаются малыми размерами и мощностью, скромной проходимостью. У нас наиболее распространены туристические версии, представляющие золотую середину между скоростью и практичностью. Именно о них мы и поговорим.

Снег необходим снегоходу не только в качестве покрытия для езды, но и для охлаждения и смазки некоторых систем.

Четыре такта и «вода»

Большинство современных туристических снегоходов оснащено двигателями с водяным охлаждением, хотя встречаются и «воздушники». В наших климатических условиях лучше отдать предпочтение «водяным» моторам. Ведь в отличие от скандинавских стран, где зимой температура воздуха очень низкая, у нас она часто всего лишь на пару градусов ниже ноля, и снегоход может перегреться. Кроме того, ресурс таких двигателей в два-три раза выше.

Еще одна важная конструктивная особенность, которую следует учесть при выборе снегохода, – расположение радиаторов. У многих моделей они находятся под подножками и охлаждаются снегом, летящим из-под гусениц. Поэтому долго стоять с работающим двигателем нельзя – это может привести к его перегреву. Желательно также избегать поездок по льду. Такие же рекомендации необходимо соблюдать и владельцу снегохода с радиаторами, установленными фронтально, но не имеющими принудительного обдува (электровентиляторов).

Кроме того, при нижнем расположении радиаторов следует быть очень осторожным – в незнакомой местности можно налететь на корягу и пробить его.

При выявлении течей масла или антифриза нужно немедленно заглушить мотор и выяснить причину неполадок. Дело в том, что объем жидкостей, применяемых в моторе и КП, – небольшой и при потере герметичности можно быстро лишиться всего запаса масла или антифриза и вывести агрегаты из строя.

Как и у мотоциклов, устанавливаемые на снегоходы силовые агрегаты бывают двух типов: 2- или 4-тактными. Последние хотя и обладают меньшей литровой мощностью и медленнее раскручиваются, зато надежней. По утверждению специалистов, свечи зажигания – самая капризная деталь в двигателях этого транспортного средства. Опытные хозяева снегоходов с двухтактным мотором обязательно возят с собой комплект свечей зажигания, так как срок их службы небольшой. И если свеча откажет далеко в лесу, можно и замерзнуть.

Воздушный фильтр устанавливается не на всех моделях. Если он есть, меняют его редко, а в случае загрязнения просто продувают сжатым воздухом.

Топливная система большинства снегоходов оснащается системой распределенного впрыска топлива или карбюратором. Первая, как правило, работает без проблем. Карбюраторы также неплохо служат, если они профессионально настроены. А вот при попытках что-то «улучшить» моторы теряют мощность или попросту отказываются заводиться. При постановке на летнюю стоянку из карбюратора нужно слить топливо и заполнить его специальным консервантом.

Особенность всех снегоходов – высокое потребление бензина: почти 15 л на 100 км

К качеству топлива очень чувствительна система зажигания. Даже если вы залили в бак гарантированно качественный бензин, через две недели простоя его лучше поменять. В противном случае можно вывести из строя свечи зажигания и в четырехтактном моторе. Происходит это по причине неизбежного расслоения топлива. А для замены свечей в современных снегоходах с четырехтактным мотором понадобится частично разобрать аппарат.

Одно простое правило

В качестве трансмиссии во всех снегоходах применяются бесступенчатый вариатор и отдельный агрегат, отвечающий за включение двух передач: вперед и назад. Следует неукоснительно соблюдать одно простое правило – включение заднего хода производится только после полной остановки снегохода, иначе агрегат может быстро выйти из строя. На сервисные станции снегоходы с такими поломками иногда попадают уже после первого выезда. Масло в КП нужно менять перед каждым сезоном, а при интенсивной эксплуатации с помощью щупа контролировать его уровень.

У снегоходной техники есть один важный показатель, глянув на который, можно сразу понять, как владелец относился к ней, – это состояние вариатора. При покупке подержанного экземпляра нужно открыть защитный кожух вариатора, размещенный сбоку на агрегате (см. фото). Боковые пластины должны быть идеально чистыми, сухими и без следов окисления. Наличие влаги, грязи или коррозии свидетельствует, что снегоход не подвергался обязательной консервации на период длительного простоя. От покупки такой техники лучше отказаться. Обратите внимание на важное требование – ставя снегоход на консервацию, ремень вариатора нужно демонтировать и, ни в коем случае не загибая, хранить его до следующей зимы в сухом теплом помещении.

Главное – гусеница

Все снегоходы приводятся в движение резиновой гусеницей. Это, как правило, самая дорогая его часть. Приблизить «техническую смерть» гусеницы может только езда по асфальту. Задняя подвеска снегохода находится внутри гусеницы, и «убить» ее сложно. Следует помнить, что езда по льду быстро выводит из строя склизы (накладки полозьев гусеницы), так как они смазываются снегом.

Точно проверить состояние подвески можно только на сервисной станции. Для этого необходимо поднять снегоход и вывесить гусеницу, далее с помощью специальных приборов проверить ее провисание. В зависимости от модели и марки аппарата оно разное, но в среднем составляет 5 мм. Сильное провисание свидетельствует о погнутых рычагах задней подвески (это происходит при наездах на твердые препятствия на большой скорости). Замена рычагов может «вылиться в копейку» – на большинстве снеговых машин они алюминиевые и поэтому дорогие.

Снимись с «ручника»

Тормозная система снегохода напоминает автомобильную: те же тормозной диск, суппорт и колодки, только останавливает механизм не колеса, а вал идущий от ведомого диска вариатора к коробке передач. Проблемы тормозная система создает редко, даже тормозные колодки могут «ходить» долгие годы. «Убить» ее может только езда на «ручнике».

Необходимые атрибуты

Следует помнить, что для езды на снегоходе обязательно необходим защитный шлем и желателен комбинезон. Ведь некоторые модели обладают мощностью до 170 л. с. и разгоняются до 200 км/ч. А упасть можно и со «спокойной» модели. Кроме того, при покупке снегохода нужно будет приобрести специальный прицеп для его транспортировки (если, конечно, вы живете не вблизи леса, полей или гор), а также оснастить машину фаркопом.


Ford T служил базой Жозефу-Арману Бомбардье для постройки первых снегоходов.

История создания снегоходов гораздо запутанней автомобильной. По информации из разных источников, первая в мире снегоходная машина была построена в России в 1913 году. От современной техники она отличалась примерно, как паровая повозка Кюньо от современной легковушки. На протяжении многих лет внедрялись разнообразные конструкции снегоходов с разной компоновкой, количеством гусениц, лыж и числом посадочных мест. Снегоходный бум пришелся на 60-е годы, тогда снегоходы выпускали все кому ни лень – от небольших «гаражных» фирм до автомобильных и мотоциклетных компаний. В те годы можно было приобрести даже снегоходы Harley-Davidson. А толчок такому ажиотажу дал канадец Жозеф-Арман Бомбардье, создав в 1959 году простой и компактный снегоход Ski-Doo SK-60. Серьезный удар производству снегоходов, нанес топливный кризис 70-х. Тогда из более чем сотни компаний в США и Канаде кризис удалось пережить меньше 10-ти. Сегодня из всех «снегоходных» фирм, выпускающих основную массу машин, остались лишь «киты»: Arctic Cat, Bombardier, Polaris и Yamaha. Российские снегоходы, которые производят на ОАО НПО «Сатурн», «Буран», «Рысь» и «Тайга», существенно проигрывают зарубежным аналогам в совершенстве конструкции, качестве и др.


Категория: Устройство и эксплуатация | Добавил: Administrator (04.07.2008)
Просмотров: 10180 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.8/18
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]