MENU
Главная » Статьи » Автомобили » Формула-1

Что такое Формула-1

Формула-1

Автогонки – один из самых дорогих видов спорта. Это аксиома. Как и то, что «Формула-1» и здесь удерживает пальму первенства среди всех гоночных серий: таких расходов (но и таких доходов!) не могут даже представить себе ни в младших формулах, ни в заокеанских CART, INDY и т. д. Сегодня мы попробуем заглянуть за кулисы «Большого цирка», как называют Ф1, и тихо ужаснуться, увидев, какие суммы вкладываются в это шоу и на что они тратятся.

Для начала давайте посмотрим, кто, где и сколько денег берет. Итак, бюджет «Феррари» (сразу оговоримся, что все цифры приведены применительно к сезону-2000) составил $239,6 млн. Наибольшую часть этой суммы предоставила компания Marlboro ($65 млн.), по $20 млн. вложили Shell и Fiat – последняя, кстати, является главным акционером команды (88%). Остальные спонсоры скидывались уже по мелочи – порядка $10 млн. и меньше. Ненамного меньше бюджет «МакЛарен» – приблизительно $224,7 млн., причем около половины ($102 млн.) вкладывает в команду титульный спонсор – Mercedes. Главных акционеров двое – концерн DaimlerChrysler (40%) и босс команды Рон Деннис (30%).

Следующим по внушительности является бюджет «БАР» – British American Racing ($191,1 млн.). Как следует из названия, главный акционер команды – компания British American Tobacco (ВАТ), представленная маркой сигарет Lucky Strike. «Табачники» имеют 50% акций – столько же, сколько Поллак, Вильнев, Рейнард и другие акционеры вместе взятые. Основу же бюджета составляет не только BAT ($75 млн.), но и Honda ($80 млн.). А вот у команды «Ягуар» ситуация принципиально иная – 100% ее акций принадлежит концерну Ford, который и вкладывает больше других: $102 млн. из общего бюджета в $168,2 млн.

Примерно одинаковыми суммами в минувшем сезоне оперировали «Уильямс» ($143,1 млн.) и «Прост» ($132,2 млн.) – другой вопрос, что результаты они показывали прямо противоположные. Акции «Уильямс» принадлежат всего двум людям – собственно Фрэнку Уильямсу (70%) и техническому директору Патрику Хеду (30%). Главные спонсоры – концерны BMW ($60 млн.) и компьютерный монстр Compaq/Intel ($36 млн.). Что же касается «Прост», то 90% ее акций в сезоне-2000 принадлежали Prost Development, деньги же вкладывались примерно так: Peugeot $48 млн., Gauloises $22 млн., Yahoo! $20 млн., всякие там Sony или Agfa – так, «копейки», миллионов по пять, не больше.

Однако главное – не большой бюджет, а его разумное использование, что и доказывают такие команды как «Джордан» ($103,6 млн.) или «Бенеттон» ($92,3 млн.). Эдди Джордан, владеющий, кстати, 60% акций своей команды, мастер выбивать из кого-то деньги – так, в прошедшем сезоне ему удалось «раскрутить» компанию Benson&Hedges на $30 млн. - это почти треть всего бюджета! Интересно, что другие «сигаретчики» – японская марка Mild Seven – точно такую же сумму выделили на процветание «Бенеттон». А вот «Заубер» от табачных денег не зависит – почти половину ($33 млн. из $71,8 млн. всего бюджета) вкладывает компания Petronas Malaysia – потому-то на Гран-при Малайзии больше всего в кадре появлялись Сало и Диниц. Акции же, помимо самого Петера Заубера (37%), принадлежат только производителю известного напитка Red Bull (соответственно 63%).

Куда же идут все эти сумасшедшие деньги? Во-первых, на зарплату персоналу и гонорары собственно гонщикам. Тут «главным жадиной» является Шумми – его чемпионский сезон принес ему аж $30 млн., причем это не считая доходов от рекламы. Гораздо скромнее Хаккинен, Вильнев и Ирвайн – они заработали по $10 млн. каждый. На этом фоне чуть ли не бессеребрениками выглядят такие пилоты, как Баррикелло ($5,5 млн.), Френтцен ($3,5 млн.) или Култхард ($2,75 млн.). Ну а ребята вроде Диница, Маццакане или Де Ла Росы вообще не получают ничего – более того, они приводят с собой спонсоров, которые платят их командам за участие «своих» гонщиков в чемпионате.

И, понятное дело, в копеечку влетает постройка самого болида. Так, самым дорогим агрегатом является двигатель – около $220 000. Примерно столько же стоит коробка передач вместе с «главными шестернями». Система телеметрии обходится где-то в $117 000, непосредственно кузов-монокок – в $102 000, тормозная система – около $66 000, рулевое управление – примерно $29 000. Общая же сумма, которую приходится потратить на изготовление всех частей болида, составляет приблизительно $826 000. Однако нельзя сказать, что болид «Формулы-1» стоит именно столько – ведь огромные суммы идут на его разработку и тестирование. Ну и, кроме того, посчитайте, сколько машин разбивается, сколько агрегатов выходят из строя или просто вырабатывают свой ресурс по ходу сезона! А комбинезоны для гонщиков и механиков? А те же шлемы, каждый из которых стоит около $2 200? А перелеты из одной части света в другую? Согласитесь, учесть все это, пожалуй, намного сложнее, чем рассчитать семейный бюджет среднестатистического инженера. Так что маленькие деньги – маленькие проблемы, большие деньги - …

Категория: Формула-1 | Добавил: Administrator (11.04.2008)
Просмотров: 374 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]