MENU
Главная » Статьи » Автомобили » Peugeot

Peugeot 205

24 февраля 1983 года состоялся дебют Peugeot 205 — самого главного автомобиля в летописи французской фирмы. Мы вспоминаем историю легендарного «пыжика», переписавшего книгу как финансовых, так и спортивных рекордов львиной компании.

Почему все без исключения любят сказку про Золушку? Наверное, потому, что в жизни чудесные метаморфозы из бедной падчерицы в прекрасную принцессу случаются крайне редко. Зато когда случаются, то сразу попадают в историю.

Peugeot 205 появился на свет в тот момент, когда судьба одной из старейших автомобильных компаний планеты висела буквально на волоске. Никто не мог и предположить, что этот маленький автомобиль не просто вытащит Peugeot из финансовой пропасти, но более того — выведет фирму на совершенно новый уровень, превратив «льва» в одного из крупнейших и успешнейших автопроизводителей Европы рубежа веков. А начиналось все и впрямь довольно тускло и печально...

Если в двух словах описать положение Peugeot в конце 70-х годов прошлого века, то этими словами будут упадок и убытки. Причем за обе напасти французы могли корить исключительно самих себя. После достаточно бурного роста 60-х годов, когда Peugeot запомнилась такими яркими моделями, как 204 и 504, руководство компании провернуло пару откровенно неудачных стратегических сделок. Сначала в 1976-м Peugeot приобрело обанкротившийся Citroen, но хуже того — спустя два года президент фирмы Жак Кальвэ подписал договор о покупке компании Chrysler France, куда входили бренды Simca и Rootes. Недаром же по ту сторону Атлантики так жаждали избавиться от разорительного европейского филиала, что назначили за него чисто символическую цену — 1 франк. В Peugeot клюнули на приманку и... попались на крючок.

В середине 60-х Peugeot 204 был самым продаваемым автомобилем Франции, но в 70-х устарел окончательно и бесповоротно.

Долги, устаревшая модельная линейка, низкое качество продукции и неэффективное производство Chrysler France как тяжелый камень потянули Peugeot ко дну. 

Не добавляло позитива и то, что гамму самого львиного бренда в основном составляли устаревшие или не самые удачные модели. Едва ли не единственное исключение — свежая и весьма ладная 505-я, но и она — машина достаточно большая и сравнительно дорогая — не могла сделать погоду для производителя автомобилей сегмента масс-маркет. А вот компактные «пыжики», что слишком уж консервативный 104-й, что на тот момент безнадежно устаревший 204-й, в подметки не годились современному, прогрессивному и модному Renault 5, буквально оккупировавшему чарты продаж не только французского, но и всего европейского рынка.

Peugeot 104 нельзя назвать провалом, но и большой удачей тоже...

Маленький «Рено» стал настоящим откровением для своего времени. Очень компактная — всего 3,5 метра в длину — «пятерка» обладала удивительно грамотной компоновкой силового агрегата, высвобождавшей место в салоне, отменной аэродинамикой, низкой снаряженной массой и соответственно отменным сочетанием цена/вместимость/динамика.

Renault 5

Собственно говоря, именно удивительно удачный «Рено ле Сэк» высшие менеджеры Peugeot и видели своим главным соперником, если не сказать злейшим врагом. И с этим «злом» надо было как-то бороться. По счастью, о слепом копировании конструкции конкурентов речи не шло. Напротив, в Peugeot решили сделать автомобиль, который во всем хоть немного, но превосходил бы Renault 5. Будущему 205-му, а речь, как понимаете, именно о нем, надлежало решить и еще одну серьезнейшую проблему — привлечь на свою сторону молодых покупателей. Ведь в 70-х клиентура марки представляла собой в лучшем случае людей среднего и старшего возраста, а молодые и активные явно отдавали предпочтение более ярким и смелым с дизайнерской точки зрения моделям Renault.

Один из создателей 205-й, Жерар Вельтер, не только дизайнер, но и гоночный инженер. Построенный им спортпрототип долгое время удерживал рекорд максимальной скорости на трассе в Ле-Мане.

Поль Брак отвечал за интерьер 205-го

Словом, картина получалась безрадостная. Новый маленький Peugeot должен был сделать по сути невозможное — не только обойти лучший на тот момент супермини Пятой республики в плане удобства и практичности, но, до кучи, еще и перевернуть имидж марки, сделав его более привлекательным для молодых покупателей. При этом план Б на случай неудачи отсутствовал — тяжкое наследие Chrysler France упрямо тянуло всю компанию в бездну. 

Итак, задача предельно ясна — нужно сотворить чудо, — но с чего начать? В первую очередь, в Peugeot решили напрочь отказаться от строгого и угловатого дизайна, стремительно выходившего из моды. Много позже, что называется, задним числом, внешность 205-го будут в равной степени приписывать себе как сотрудники центра стиля Peugeot в парижском пригороде ле Гаренн, где трудились такие корифеи жанра, как Жерар Вельтер и Поль Брак, так и штат итальянского дизайн-ателье Pininfarina. Но правда как всегда где-то посередке. 

К работе над новым автомобилем, получившим внутренний индекс М24, зимой 1977-го приступили оба коллектива. Причем французы и итальянцы не столько соревновались между собой, разрабатывая конкурирующие проекты параллельно, сколько творили в тандеме, дополняя идеи и замыслы друг друга.

Макет 1979 года — знакомые черты уже угадываются, но окончательные пропорции еще не утверждены.

Борьба за новаторский стиль оказалось непростой. Первый же прототип получился до боли консервативным и закостенелым по духу — по сути скучный прямоугольный 104-й немного увеличили в размерах. «С такой машиной Renault 5 не то что не одолеешь, но и не побеспокоишь толком!» — решили наверху боссы Peugeot, и проект быстренько отправился в корзину. Зато уже следующая стилистическая концепция «плавных и аэродинамичных линий», изначально предложенная специалистами Pininfarina (вполне естественно, ведь у итальянцев имелся солидный опыт по части эффектных с точки зрения аэродинамики концепт-каров), а затем уже доведенная до ума французами, указывала правильное направление.

Почти окончательно утвержденный дизайн 205-го с традиционной решеткой радиатора.

По выражению шеф-стилиста Peugeot Жерара Вельтера, «от дизайна отдельных линий мы перешли к дизайну объема». Из облика машины исчезли острые углы, рубленые линии, обособленные элементы. Все эти слишком отвлекавшие взгляд от целостности облика решения-индивидуалисты, уступили место мягкой скульптурности и смысловой законченности в каждом обводе. Слишком замысловато? А вы просто посмотрите на фотографии 104-й и 205-й модели, и слова Вельтера перестанут казаться простым сотрясанием воздуха.

А вот и готовый продукт. Так выглядел базовый 5-дверный Peugeot.

Дольше всего пришлось повозиться с рисунком передних фар и особенно решеткой радиатора. Обычная сетка, знакомая по моделям 104 и 305, выглядела безнадежно старомодной, и в конце концов ее заменили знаменитыми «львиными усами» — тремя парами прямоугольных реек, тянущихся от фирменной эмблемы до самых передних фар. К слову, это решение на десятилетия вперед станет фирменной чертой всех «пыжиков» — «усы» решетки радиатора засветились даже на хэтчбеке Peugeot 307 образца 2001 года!

Не в последнюю очередь в облике 205-го обращает на себя внимание и минималистский дизайн интерьера. Ответственный за разработку салона Поль Брак, в прошлом поработавший и на BMW, и на Mercedes-Benz, назвал его «стилем вертолетного кокпита». Опущенная ниже уровня глаз водителя линия торпедо, приборная панель и органы управления при большой зоне остекления создавали внутри маленького по сути автомобиля длиной не больше 3 м 70 см ощущение простора и воздушности. Как видим, концепция — компактный снаружи, просторный внутри — далеко не нова... 

Мы упомянули о том, что приобретение Chrysler France здорово ослабило финансовое здоровье Peugeot, но ведь у медали всегда две стороны. Так что при разработке нового 205-го весьма кстати пришлись наработки Simca в области городских автомобилей. Вот откуда растут ноги компактной и эффективной по характеристикам передней подвески типа МакФерсон и задней полунезависимой торсионной.

Кабриолет не только разрабатывался, но и выпускался на заводе Pininfarina

Не забудьте и полностью переработанную линейку моторов серии XU и TU (между прочим, модернизированные двигатели последней серии используются на некоторых моделях Peugeot до сих пор!), а также более чем прогрессивную по меркам тех лет компьютеризированную систему проектирования. 

Технологический проект с романтическим названием Vera, позволил французам при помощи компьютеров просчитать необходимый запас прочности силовых элементов кузова. Это не только помогло снизить массу конструкции, но и оптимизировать процесс сборки, банально сократив количество сварных соединений. Скучно? Возможно, но и это в конечном итоге внесло лепту в гениальность конструкции.

Сегодня интерьер 205-го выглядит уж слишком просто, но для начала 80-х это было смело

Новый Peugeot 205 официально представили публике 24 февраля 1983 года. И едва ли журналисты, отправлявшиеся на первый тест-драйв модели, организованный французам на земле своей бывшей колонии в Алжире, ожидали от очередного супермини чего-то из ряда вон. Но уже первые же тесты показали — у Peugeot по меньшей мере получилась интересная машина: свежая внешне, просторная внутри и очень азартная в поворотах. Даже гражданские версии со скромненькими бензиновыми моторами объемом от 1 до 1,4 литра не только справлялись с комфортным и в меру быстрым перемещением из точки А в точку Б, но и радовали отточенной переднеприводной управляемостью в поворотах.

В популярном конкурсе «Европейский автомобиль года» 205-й занял второе место, немного уступив только FIAT Uno (последнее неудивительно, учитывая, что итальянские журналисты, входившие в жюри конкурса, всегда голосовали только за своих, игнорируя любые объективные факторы). Но главное — продажи стартовали буквально с места в карьер.

Категория: Peugeot | Добавил: Administrator (04.01.2014)
Просмотров: 169 | Теги: Peugeot, Peugeot 205 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]